Путешествие на Запад Крыма — часть III — Турецкий вал

Сегодня третий рассказ о нашем путешествии на Запад Крыма (вот начало), и посвящен он будет поездке в самую северную часть полуострова — ту, где находятся Красноперекопск, Армянск и граница с Украиной. В первую очередь мы хотели посмотреть на Турецкий вал (Перекопский вал) Это не самое популярное место у отдыхающих, мы тоже там никогда не бывали, а потому нам было особенно интересно посмотреть на этот уголок Крыма.

Поездка на Перекоп — к Турецкому валу

Дорога из Межводного, где мы поселились, шла, где берегом моря, где отдаляясь от него, по степи. Нам, в первую очередь было интересно посмотреть на то, что стало с Северо-Крымским каналом и с бывшими рисовыми полями, после того, как новые украинские власти решили вернуть крымчан в лоно «неньки Украины», устроив нам блокаду.

Но первая, незапланированная, остановка была у села Камышное, где мы остановились понаблюдать за белой цаплей, ловко рыбачившей в реке Самарчик. Вообще цапель в Западном Крыму немало. Белые, всегда изящные и величественные, поодиночке стоят в болотах, речушках и озерах. Серые, наоборот, вечно какие-то растрепанные, небольшими компаниями бродят по полям. Ни те, ни другие не подпускают близко, но и особого страха не испытывают.

В общем, мы вышли из машины фотографировать цаплю, но в итоге сфотографировали местный памятник:

Камышное

Надпись под ним гласила «Список людей — жителей села Камышное, зверски расстрелянных фашистами при отступлении 12.04.1944 года». Дальше список из нескольких десятков фамилий, в том числе «Младенец, эвакуированных людей, убит прикладом».

Следующая остановка была у одного из каналов, отходящих от Северо-Крымского. Там их целая сеть. Сначала мы увидели вдалеке густую полосу сухих тополей\не-тополей и долго гадали, что это может быть, пока не подъехали близко:

Тополя

Кстати, поля совсем даже не пустуют. Там сейчас выращивают различные зерновые и судя по тому что мы видели, урожаи снимают очень неплохие. Без остановки проехав Красноперекопск и Армянск, мы надолго задержались у Перекопской крепости, несмотря на то, что она оказалась совсем не такой, как мы ожидали.

На всех картинках в интернете она сложена из камня или кирпича. Здесь не было ничего подобного. На самом деле каменные руины, напоминающие Арабат, находятся ближе к морю. Эта же крепость оказалась большим прямоугольником, окруженным огромными земляными валами и не менее внушительными рвами. Причем, со стороны обращенной к Крыму (интересно, почему именно туда?), даже дважды. Вот я на дне рва:

Турецкий вал

Глядя на это, начинаешь верить, что ров этот, длиной 8,5 км., когда-то был судоходным. Представляете? Вот там где я стою, где сухая и знойная степь, когда-то была вода и ходили суда, вернее суденышки, но ходили же!

Все это сильно напомнило нам Асандров вал со рвом, который мы осматривали за пару недель до этого (вот ссылка). Правда, здесь растительность уже сильно выгорела. Зато я разжилась пером какой-то крупной и явно хищной птицы:

Турецкий вал. Крепость

Вокруг крепости, на расстоянии видимости находится еще несколько памятников, свидетельствующих о том, что бои здесь были не только с турками.

Полистав путеводитель, мы разобрались, что каменная кладка кое-где на валу все же была (и есть) но сейчас туда не подойти, потому что это место находится практически на границе между Россией и Украиной на другом выезде из Армянска. Мы все же туда съездили, полюбовались на очередь на границе:

Граница

и поехали обратно в Армянск. На въезде в город остановились посмотреть на Северо-Крымский канал, сейчас в нем глубина — таксе по колено:

Очень жаль, что такое огромное сооружение, в которое вложено столько труда, сейчас находится в таком состоянии. Очень надеюсь, что когда-нибудь, те, кто дал команду его перекрыть, предстанут перед судом вроде Нюрнберга.

Армянск

Здесь проехали по городу, погуляли по уютному центру, подивились низким, по сравнению с Севастополем ценам на фрукты, пообедали в уличном кафе «Теремок»:

Теремок

полюбовались на автоматы для газированной воды, стилизованные под советские:

Газировка

и поехали в Красноперекопск. Дороги, кстати, по всему нашему маршруту были хорошие, а где не очень, там проводился ремонт. Всего мы насчитали от Межводного до Турецкого вала четыре ремонтные бригады.

Красноперекопск

Здесь мы тоже прогулялись по уютному и чистому центру, поели мороженого и  быстренько ретировались в машину от начинавшегося ливня. Больше всего запомнилась внушительная для такого городка площадь, сквер, идущий от него и ярко-золотой Ленин, отлично гармонирующий с золотыми же куполами:

Ленин

Следующее, что нам хотелось посмотреть, это Лебяжьи острова, куда наши лебеди слетаются на линьку. Самая ближняя точка берега от этого Заказника — Портовое. Но оказалось, что ничего оттуда не видно, потому как Лебяжьи острова находятся в 3 км. от берега. Зато в Портовом оказался отличный пляж:

Портовое

Он песчаный, широкий, дно медленно понижается в глубину, есть где поставить машину. В общем, все что нужно для отдыха с детьми, дикарями, компаниями и тд. Не пугайтесь этой черноты у берега — это всего лишь водоросли, выброшенные штормом на берег.

Бакальская коса

На обратном пути, мы свернули к Бакальской бухте, чтобы посмотреть на Бакальскую косу и Бакальское же озеро.Большая часть этой территории — ландшафтно-рекреационный парк, что в общем-то было заметно — территория содержится в порядке, а в округе довольно много всякой живности. Въезд туда платный — по 70 рублей с человека. Озеро мы толком не посмотрели, потому что между ним и дорогой находится широкая полоса болотистой местности, заросшей камышами, зато коса нам понравилась чрезвычайно.

Там было хрустально-прозрачное море, в котором нарядными абажурами проплывали разноцветные медузы, мелкий, чистый песок с разноцветными же ракушками (мы не удержались и подобрали, не виданные нами ранее, ярко-желтую и ярко-оранжевую раковины морского гребешка) и красиво закрученный спиралью конец косы. Местные рыбаки сказали нам, что когда-то она шла прямо до острова, видневшегося вдали, но уже пару десятилетий, как перешеек окончательно размыло.

В Бакальской бухте нас снова нагнал дождь, так что фото получились какими-то не летними:

коса

Это окончание косы.

море

Это просто море и лучи солнца, проглядывающие среди облаков. А это видео, где я ловлю медуз, а мой спутник пытается воспроизвести знаменитые кадры из фильма «Бриллиантовая рука»:

На косе было довольно много машин. Как мы поняли и туристы и местные жители, приехавшие на выходные покупаться и порыбачить.

Пора домой

Последним пунктом нашего путешествия был поселок Северное, вернее не сам поселок, а его пляж, уже безлюдный в это время:

Северное

Здесь тоже был песок, правда узкой полосой и водоросли, по которым расхаживали чайки, высматривая — а не выбросило ли море вместе с «травою морскою» что-то съедобное?

Продолжение следует….

Вот оно: Путешествие на Запад Крыма — часть IV — Тарханкут, Оленевка

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)