(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Киммерийцы – древнейший, известный нам по имени народ Крыма. В IX веке до н.э. эти ираноязычные племена покинули Алтай и расселились на территории от Волги до Дуная, включая Крымский полуостров. Считается, что киммерийцы были первыми настоящими кочевниками, большая часть жизни которых проходила в седле. Это позволило им преодолевать огромные расстояния и побеждать своих пеших противников. Лошадь для киммерийцев была способом передвижения и источником пропитания.
Гомер называл киммерийцев доителями кобыл, и кстати поселил на краю мира, где небо вечно покрыто туманами и тучами, и «яркое солнце там никогда не блеснет ни лучами своими, ни светом». Впрочем, для привыкших к мягкому средиземноморскому климату грекам, окрестности холодного и ветреного зимой Восточного Крыма, и частично замерзающего Азовского моря, наверняка казались крайне неуютным местом.
В Крыму киммерийцы расселились в степной части, включая Керченский полуостров. Известно более 15-ти курганов в которых упокоились представители этого народа (артефакты, найденные при раскопках, можно увидеть в Центральном музее Тавриды).
Хотя киммерийцы жили на полуострове до появления там греческих колоний, эллины, будучи хорошими мореплавателями, знали об этом народе. Возможно, они получили информацию уже поселившись в Крыму — от скифов, которые и вытеснили киммерийцев из Крыма. Как бы то ни было, греки называли самый южный город Восточного Крыма – Киммериком, Керченский пролив — Боспором Киммерийским, а переправы через него – киммерийскими. Интересно, что в Средние века переправы стали называть хазарскими – в честь другого народа, поселившегося в этих краях – хазар.
В настоящее время о существовании древней Киммерии в Крыму напоминают немногочисленные курганы, которые ученые уверенно относят к этому народу, городище Киммерик и Киммерийский вал.
Киммерик – это руины древнего греческого города, южного форпоста Боспорского царства. Находится он на западном склоне горы Опук, которая в одиночестве возвышается над черноморским побережьем Керченского полуострова и сейчас полностью входит в Опукский природный заповедник. Несмотря на название, город основали не киммерийцы, а греческие колонисты, прибывшие на берега Понта Эвксинского из города Милета в V веке до н.э.
Но возможно, что ранее здесь было киммерийское поселение. Поэтому новые поселенцы и дали это название своему полису. Киммерик имел высокие каменные стены и вместе с Асандровым валом был частью огромной фортификационной системы, защищавшей Боспорское царство от скифов.
Киммерийский вал (Асандров вал) — циклопическое сооружение, которое пересекает Керченский полуостров почти посередине, длина его 42 км. Когда-то имел у основания ширину 20 м, глубину рва — 5 м, высоту — 7-8 м. К настоящему времени он заметно оплыл, но все равно потрясает и размер сооружения, и объем проделанной работы.
Когда едете по трассе Таврида, обязательно остановитесь у села Горностаевка. Там можно осмотреть и сам вал, и крепость, которая охраняла проход в нем и была раскопана совсем недавно – перед строительством трассы.
По одной из гипотез вал построили киммерийцы для защиты от скифов, что, впрочем, кажется весьма спорным. Сложно поверить, что кочевники, привыкшие к седлу и свободе, решатся на столь тяжкий и монотонный труд. Куда более реальной кажется версия, что вал построили греки-колонисты и защищал он Боспорское царство от кочевников.
Сейчас, с легкой руки поэта и художника Максимилиана Волошина, большую часть жизни прожившего в Коктебеле, Киммерией называют восточную часть Крымского полуострова от Судака до Керчи. В своих стихах и картинах он смог показать насколько необычен этот край, как отличается от Тавриды — Южного побережья Крыма и Херсонеса Таврического.
Цикл стихотворений «Киммерийские сумерки» по своему настрою перекликается с описанием Гомера,
В гранитах скал — надломленные крылья.
Под бременем холмов — изогнутый хребет.
Земли отверженной — застывшие усилья.
Уста Праматери, которым слова нет!
Столь же печальны пейзажи второго «киммерийца» и друга М. А. Волошина — феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского. А вот другой цикл Волошина «Киммерийская весна» уже полон радости и оптимизма.
Облака клубятся в безднах зеленых
Лучезарных пустынь восхода,
И сбегают тени с гор обнажённых
Цвета роз и меда.
Сейчас в «Киммерийскую школу живописи» объединили целую плеяду художников, открывших миру Восточный Крым, от уроженца Феодосии Ивана Айвазовского до наших современников, чьими картинами можно полюбоваться в выставочных залах многих крымских музеев.
В середине VIII века до н.э. в Причерноморье с Алтая пожаловал другой иранский народ – скифы и постепенно начал занимать в том числе и равнинный Крым. По рассказу Геродота, простые киммерийцы отказались сражаться с завоевателями, предпочтя покинуть обжитые места. Тогда вожди племен (греческие историки называли их царями) перебили друг друга в короткой схватке. Их похоронили в низовьях Днестра. Не захотевшие остаться в Северном Причерноморье киммерийцы перебрались на территорию современной Турции. Там они почти столетие наводили ужас на местное население своими набегами, пока в середине VII века до н.э. не были побеждены и не влились в окружающие народы.
Оставшиеся в Крыму киммерийцы постепенно растворились в таврах (им принадлежали крымские горы), в скифах, занявших степи, и киммерийская эпоха в Крыму закончилась.
Желающим почувствовать атмосферу Крыма времен киммерийцев стоит побывать на особо охраняемых территориях Керченского полуострова — в окрестностях вулкана Джау-Тепе и горы Опук, а также Караларской степи и Осовинской степи. В этих никогда не паханых землях, ярко-зеленых весной и совершенно выгорающих к середине лета, с солеными озерами, грязевыми вулканами и парящими в вышине орлами как-то легко верится, что еще миг и на горизонте покажутся суровые, вооруженные копьями всадники.
каго
Отдых организовали в сентябре месяце, выбор был на Ялту. Теплая погода, дождей не было. На улице в среднем 25-30 градусов.
Солнце уже не жгучее, купались в море до обеда, вода немножко прохладная, но в целом хорошая.
Загорать тоже очень хорошо, практически не возможно обгореть в сентябре.
Климат очень мягкий и приятный, плюс морской воздух. Прекрасное место для оздоровления и заряда положительной энергией на весь год!
Множество экскурсий на катере в разные места, знаменитая канатная дорога (тут же кафе на высоте), обзор шикарен, кафе на берегу.
Вечерняя набережна полна огней и людей, где можно прогулять и подышать морским воздухом!
Красавица Ялта буду скучать.
Стесняюсь спросить, какое отношение отдых в Ялте имеет к киммерийцам?))
Ребят, исправляйте ошибки и опечатки — коробит, ей-богу… Такие замечательные статьи, о таких прекрасных местах написаны, и ошибки типа «кАбыла»… 🙁 Держите марку Крыма, не роняйте её, пожалуйста.
Верю, что ошибки на сайте есть, ищем, правим, благодарим, когда читатели находят и указывают, но где Вы нашли эту кАбылу? Слово кобыла встречается в тексте один раз и написано верно: «Гомер называл их доителями кобыл…»
Самоназвание киммерийцев — гимер. Киммерийцами по всей видимости их называли греки. В «Одиссее» Гомер упоминает киммерийцев. Эти народы жили так давно… и приятно, что сведения о них в Крыму сохранились в названиях мест.Задумываешься, из какого огромного количества прославленных предков мы вышли.Сколько племен и народов проживало на территории нашей славной Родины. И очень важно, что потомки хранят память о них. Киммерийцев ведь еще в некоторых источниках отождествляют со скифами. А скифы имеют свое название — саки. В западной части Крыма около Евпатория есть город Саки.
Познавательная сводка из истории Крыма о Киммерийском народе. Из малочисленных исторических следов, к сожалению, тяжело воссоздать точно их историю жизни, но то, что это был великий и мужественный народ — является фактом.
Поскольку мы объездили весь горный Крым, в этом году решили побывать в степном Крыму. Первым пунктом выбрали Горностаевку. Получили массу удовольствия, неизгладимые впечатления от природы.
Есть в степных просторах своя непередаваемая прелесть. Иногда казалось, что за очередным валом увидим поселение киммерийцев, настолько все вокруг пропитано историей. Побывали возле вулкана Джау-Тепе, гуляли по Осовинской степи. Слушали пение жаворонков и шелест ветра.
Мы были ранней осенью, когда нет изнуряющей жары, а вечер насыщен пряными запахами трав. Остались с ночевкой в палатке. Жаль, побоялись развести костер, хотя очень хотелось.
Очень рекомендую побывать в этих местах.Только здесь можно почувствовать настоящий вкус степных просторов и истории.
Мужественный народ… Чтобы не покориться скифам, уничтожили друг друга в Гражданской войне. Но это по Геродоту. А так памятников очень мало, так как кочевой народ, жили среди степных просторов, и городов не возводили…