Керченский лапидарий — поэма в камне

Керченский лапидарий — поэма в камне

Среди множества музеев мира, Керченский лапидарий, несомненно, находится в особой нише. Нетипичных. Таких мало, но они существуют. И своей нестандартностью привлекают к себе невероятное внимание посетителей.

Впрочем, и сама судьба музея оказалась крайне нетипичной. Начать с того, что за свою почти двухвековую историю это научное заведение дважды сменило имя. В 1826 году оно, по желанию основателя и хозяина коллекции, составившей основу музейного фонда, называлось «Древнехранилище». И открыто было для посещений в доме известного археолога, крупного царского чиновника, мецената, французского дворянина Павла Алексеевича (Поля) Дюбрюкса (1770 – 1835).

Коллекция Керченского лапидария

Свое нынешнее название «Керченский лапидарий» музей обрел в 2011 году. Красивое и загадочное имя. Берущее начало из латыни: lapis — камень. И это так. Ведь большую часть экспозиции составляют надписи, оставленные на камнях эпохи Боспорского царства. Памятники, фрагменты надгробий, элементы фонтанов, обломки античных амфор, стелы, статуи… Эпичная поэма в камне, чьи гекзаметры складывались поколениями наших давних предшественников на этой древней земле Тавриды.

Эпитафии, донесшие нам вести из глубины веков. Живым – от ушедших. Они говорят не только на латыни. А, в основном, языком древнегреческом, коим слагал свои поэмы легендарный Гомер. Но и не только он язык здесь сущий.

В экспозиции представлены артефакты христианского, исламского, иудейского и античного (языческого) корней. Все объединили слова, высеченные в камне. Они беседуют с нами, потомками. Скупо, отрывисто, лапидарно. Ведь в те времена обрабатывать камень было неимоверно трудно. А уж делать надписи на этом материале – и того подавно. Так рождался лапидарный стиль. «Краткость – сестра таланта» -, утверждал А.П. Чехов. С классиками сложно не соглашаться.

Сейчас фонды музея насчитывают более 3000 экспонатов. Ежегодно их число растет – время, земля и море присылают нам новые весточки из прошлого. И все же основную и большую часть этого собрания сформировал в период 1810-1820 гг. копатель древностей (одно из обозначений археологов) Поль Дюбрюкс.

Именно он положил начало систематизированному изучению богатств и истории Боспорского царства.
Ему удалось привлечь внимание к этому направлению своих изысканий и финансированию работ А.Ф. Ланжерона, государственного канцлера, графа Н.П. Румянцева и даже российского самодержца.
Это он сложил эту эпичную поэму из камня для, будем надеяться, благодарных потомков.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…

Отзывы

  1. Аноним:

    Довольно не плохой музей, с отличной коллекцией экспонатов. Вряд ли где то еще найдется такое разнообразие каменных экспонатов, принадлежавших разным народам и культурам. Любителям истории нужно обязательно посетить музей, совместить во время отдыха приятное с полезным. К тому же это не далеко от Крымского моста, можно спокойно доехать на автомобиле.

    Ответить
  2. Людмила:

    В отличии от Сочи, тут можно не только отдохнуть, но и культурно обогатиться. Именно поэтому в этом году мы и поехали в Крым, чтобы лицезреть все это великолепие. Если вы как и мы уезжаете на месяц, то культурные мероприятия и посещения музеев отлично разбавят ваш пляжный отдых.

    Ответить
  3. Игорь:

    Ездил туда 2 года назад. Весьма красивое, яркое и необычное место. Видно, что музей создавался с большой любовью. В других местах такие предметы «старины глубокой» в лучшем случае стоят вдоль стен во дворе.

    Ответить
  4. Сергей:

    Был этим летом в Крыму и посещал вышеупомянутый музей. Экспозиции, выставленные в лапидарии действительно восхищают и поражают воображение своей эпичностью и неординарностью. Скульптуры из камня имеют почтенный возраст и каждый хранит свою историю молча и с достоинством. Советую всем гостям Крыма посетить выставку.

    Ответить

Оставить отзыв

© 2019 По-Крыму.ру // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru