(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
В Крыму со скифами связано столько мест, достопримечательностей, артефактов, что никакой статьи не хватит описать все. Поэтому постараемся вспомнить самые важные, значимые, интересные.
Существовал этот народ с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Гипотез появления скифов немало. Основных две. По первой они потомки представителей срубной культуры, то есть коренной народ Причерноморья. По второй – они, как и киммерийцы, пришли с Алтая, вытеснили киммерийцев и расселились до самого Дуная. В Крыму постепенно они смешивались с таврами – местными горными племенами, торговали\воевали и тоже смешивались с греками, чьи полисы были расположены практически по всему побережью полуострова.
Скифы, это не один народ, а большая группа ираноязычных племен. По крайней мере античные историки перечисляют почти два десятка, и называют самых восточных, живущих у Дона и в степном Крыму – царскими. Кстати, скифами их звали греки, самоназвание — сколоты.
Считается, что письменности у скифов не было, но в Крыму в лапидарии краеведческого музея пос. Черноморское хранится уникальный артефакт – плита со скифскими петроглифами, найденная на раскопках в городище Калос-Лимен. Увы, прочитать его, хотя бы частично, до сих пор никто не смог.
Может, это «список» тавро табунов местных племен? С кого брать пошлину с кого нет? Или заготовка для ювелира или другого ремесленника?
Хотя принято считать, что скифы были кочевниками, так называемые поздние скифы или тавроскифы (так их стали называть греки) имели немало постоянных поселений. Самые интересные для туристов, это:
Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. Песчаное, Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.
Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.
Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это Неаполь Скифский, где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.
Неаполь – новый город, новая столица, перенесенная из городища Ак-Кая. Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.
Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.
Собираясь к Белой скале обязательно посетите в ее окрестностях «Долину царей» с тремя курганными, видимо царскими некрополями – Беш-Оба, Ак-Кая и Сары-Кая. Там же, недалеко от городища Ак-Кая можно осмотреть хорошо сохранившийся каменный склеп.
Раскопки крымских курганов ведутся давно. И хотя большая часть из них разграблена задолго до появления науки археологии, ученым все же удалось сделать в них немало интереснейших находок. Посмотреть на них также можно в краеведческих музеях крымских городов, золотые украшения – в «Золотой кладовой» центрального музея Тавриды в Симферополе.
В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.
С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. Херсонес и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.
В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.
Впрочем, греки продолжали использовать слово «скифы», называя так народы Северного Причерноморья, в том числе население Руси. Эту традицию переняли русские поэты, скорее шутливо, чем серьезно отождествляя себя с кровожадными суровыми скифами, и тем противопоставляя себя изнеженным европейцам. Данная тема есть у К.Н. Батюшкова, А.Ф. Воейкова, Н.И. Гнедича, А.С. Пушкина, но стихи Александра Блока, это апофеоз скифской темы:
Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!
Простите, а откуда уверенность, что Фуллы это поселение Ак-кая. У Чуфут-кале тоже пещера с источником, и Чуфут называют Фуллы…