(Пока оценок нет)
Загрузка…
Все путешествующие по старой дороге Ялта-Севастополь, непременно проедут через перевал Байдарские ворота. Когда-то Байдары были парадным входом на южное побережье Крыма, сейчас — местная достопримечательность и прекрасная смотровая площадка, откуда открывается великолепный вид на ЮБК и окрестные горы.
Перевал Байдарские ворота на карте Крыма:
Даже если вы их не проезжали, вам обязательно посоветуют посетить это место из-за той ошеломляюще красивой панорамы, что открывается с высоты полукилометра. А за перевалом, между горами Чху-Баир и Челеби, находится Байдарская долина, природное чудо, прозванное Крымской Швейцарией.
После строительства новой дороги — Южнобережного шоссе, этот путь стал куда менее оживленным, что только добавляет ему плюсов в глазах любителей путешествий по Крыму.
Если едете из Севастополя, то сначала нужно попасть в Байдарскую долину. Для этого с Южнобережного шоссе нужно свернуть на Старое Севастопольское шоссе. Именно так сейчас называется та дорога, которая первой соединила Севастополь и Южный берег Крыма, и на которой стоят Байдарские ворота. За Орлиным будьте готовы к серпантинам.
Самый удобный способ попасть на перевал Байдарские ворота тем, кто путешествует без машины, это с экскурсией. Многие экскурсионные бюро, предлагая поездки к достопримечательностям Южного побережья или Севастополя, включают в них посещение Байдарского перевала.
Мы сами, когда возим своих гостей из Севастополя на ЮБК, туда едем по новой дороге и останавливаемся на смотровой площадке Ласпинского перевала (вот ссылка). Обратно возвращаемся по старой дороге. Посещаем Форосскую церковь, где тоже есть смотровая площадка, и Байдарский перевал над ней.
Любят эти живописные места и пешие туристы. Их группы доезжают общественным транспортом до Орлиного, а дальше вверх до Байдар идут пешком. Или начинают свой путь из Фороса, поднимаясь вверх на перевал, а дальше к многочисленным достопримечательностям Байдарской долины — Скельской пещере, Римской дороге, реке Баге и пр.
История появления этого практичного исторического памятника такова. Активное освоение крымского и, в частности, южного побережья в XVIII-XIX веках сильно затрудняло отсутствие дорог. Исправить это взялся тогдашний губернатор Новороссии М. С. Воронцов. У графа на это имелись личные причины. В Алупке у него был дворец и имение.
Как бы то ни было, начали прокладку дороги в 1837 году и уложились в 10 лет, поскольку объемы горных работ были очень большими, нередко мешали обвалы. Отметить завершение строительства столь грандиозного объекта решили строительством массивной арки в высшей точке перевала Байдарских ворот, для чего пригласили К. И. Эшлимана, маститого ялтинского архитектора.
Это сооружение должно было быть не просто помпезным, но и нести практическую пользу. Эшлиман задачу выполнил. В 1848 году сооружение было построено. Портик античного вида из местного известняка, перекрытый антаблементом опирающимся на полуколонны, получился массивным и монументальным из-за двух тумб по краям, и удивительно похожим на римские постройки.
И уже почти представляешь себе, что сейчас из прохода выступит торжественным маршем передовая манипула римских легионеров во главе с трибуном в пурпурном плаще, со знаменосцем, несущим орла на длинном древке, идущая усмирять взбунтовавшихся тавров. Но нет. Наваждение проходит быстро. Вместо бравых солдат, из портика выезжают современные автомобили.
Сбоку от памятника проложена объездная дорога. Поскольку проезд через портик был рассчитан на гужевой транспорт тех времен — кареты, повозки и дилижансы, сейчас разминуться в нем двум машинам никак нельзя.
На ночь проход запирался настоящими воротами. Путники могли в то время остановиться в одной из двух придорожных гостиниц, поужинать в ресторане, чтобы, встав утром полюбоваться панорамой и продолжить путь. В одной из тумб сооружения было большое помещение в 30 кв. метров. Сначала там располагалась дорожная служба, впоследствии почтовый пункт.
Сейчас от всего этого у Байдарских ворот остался «Шалаш» — ресторан с неплохой кухней, небольшая стоянка, лавки с сувенирами и смотровая площадка, то, ради чего сюда и приезжают.
И вот внезапно слышу я: Байдары!
Смотрю — ворота… Две скалы пустынных,А дальше? Дальше… Или это чары?!
Эти строчки написала Леся Украинка, замечательная поэтесса. И не только она была очарована видами. Восторженные строфы оставили Адам Мицкевич, Иван Бунин, А. К. Толстой.
Да и как было не восхититься увиденным. Особенно красивое зрелище с этого места представляет восход солнца. Как и в старину, сюда приезжают специально к этому времени, чтобы насладиться видом медленно поднимающегося из моря светила, окрашивающего все вокруг сначала в нежные пастельные цвета, становящиеся с каждой минутой все ярче и резче, пока не выявит оно все великолепие буйной зелени, синевы моря и хаоса скал.
И еще одна маленькая жемчужина этого места — церковь Воскресения Христова, построенная в честь спасения императора Александра III и его семьи Хорошо видная отовсюду в Форосе, а с обзорной площадки Байдар еще лучше. Она, стоящая на краю скального выступа, будто парит над 400-метровой пропастью. После долгого забвения и реставрации с 2004 года в храме проводятся богослужения.
Довелось мне однажды побывать в селе Орлином. Я решила не терять время и прокатиться по окрестностям, посмотреть местные достопримечательности. Скажу честно, Байдарские ворота меня не впечатлили. Ожидала большего. А вот Форосская церковь, которая находится рядом, оставила неизгладимое впечатление. Поразила своей красотой. Возле Форосской церкви открываются потрясающие виды. И можно сделать массу красивых фотографий. Еще советую всем посетить возле Байдарских ворот Ресторан «Шалаш», который славится вкуснейшими чебуреками. Останетесь сытыми и довольными!