(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Речушка Бага, приток реки Черной, весной и осенью представляет собой быстрый поток с живописными водопадами. В холодные зимы, когда замерзает, превращается в изумительно красивое скопление ледяных скульптур и замков.
Река Бага на карте Крыма:
Летом же русло реки Баги напоминает «сад камней» с круглыми каменными ваннами, где в прозрачной воде бодро снуют головастики. Вот по этому, практически пересохшему, но тоже очень живописному пути мы и отправились в поход.
Понесло нас в эти края 1 сентября, в очень жаркий, практически еще летний день. Обычно мы в это время в походы не ходим, но уж больно компания хорошая собралась и было решено отметить это дело прогулкой по диким местам.
Путь наш начинался в Байдарской долине в селе Новобобровка. Когда-то она носила то же название, что и река – Баго или Бага, и что оно означает, кто его дал, неизвестно. Поселение это существовало уже во времена тавров, может Бага — одно из немногих слов, что остались в Крыму от этого народа?
После тавров на берегах Баги жили христиане ромеи, потом крымские татары. После их депортации сюда переселили колхозников из Бобровского района Воронежской области, а село переименовали в Новобобровское.
Машины мы оставили в центре села Новобобровка у магазина и пошли вверх к началу пути – небольшому ущелью у Трехкаскадного водопада. Идти сюда не более 15 минут.
Шли прямо по руслу. Хотя лес тут невысок, но достаточно густой и лучше прыгать по камням, чем продираться сквозь можжевельник и кизил. Кизил кстати был уже спелым, и мы всю дорогу пробовали ягоды с каждого куста. Очень разные — от несъедобно кислых, до медово-сладких.
Кроме кизила уже поспел барбарис.
Покраснели заросли пираканты – потрясающе урожайного кустарника.
Ягоды пираканты несъедобны, точнее невкусные и ни в какие блюда не идут. Зато зимой ими кормятся птицы.
А вот и Трехкаскадный водопад.
Озерцо перед ним полностью пересохло.
Наскоро перекусив и сфотографировав гроты по обе стороны ущелья, мы по совершенно пересохшему водопаду по всем его трем каскадам полезли наверх.
Несмотря на отсутствие воды, сделать это оказалось непросто – правый склон почти вертикальный, левый, по которому мы и поднимались тоже крутой. Боевого пса Спайка, в общем-то опытного скалолаза, пришлось нести на руках.
Когда в реке есть вода, это место обходят по тропе по правую руку от водопада.
После подъема опять пришлось карабкаться по крутым порогам речушки, но вскоре мы вошли в балку Быкузе (ущелье Биюк-Узень) ландшафт изменился, идти стало легче. Невысокий, но густой кизило\дубово\можжевеловый лес сменился высоким и куда более проходимым буковым.
Впрочем, мы не отдалялись от русла Баги, потому что к нему нередко подступали скалы, да и в лесу было немало бурелома.
Встретилась невысокая стена из бута.
Таких много по Крыму и туристы приписывают их всем народам Крыма, начиная от тавров. Хотя скорее всего это границы угодий XVIII-XIX веков. Уж больно несерьезно построены и на что-то долговечное, например, оборонительное сооружение или даже загон для скота, не тянут.
Но, идем дальше. Река стала шире, чаш с водой попадалось куда меньше, зато возле них появились следы кабанов. Явно ходят сюда на водопой. С нашей шумной компанией они встречаться не захотели, пришлось снимать водопой живности помельче.
Пройдя еще пару километров, мы свернули налево, чтобы по горе пройти к другому притоку реки Баги. Там есть красивый водопад – чаша из которой с высоты 15-20 метров падает вода (когда она есть).
Если свернуть не налево как мы, а направо, то тропа через 3-4 километра приведет к горе Сюндюрлю-Каясы и пещере Сюндюрлю-Коба, тоже популярному у туристов месту.
На самый верх взбираться не стали, прошли по одному из гребней.
Полюбовались на Чернореченское водохранилище, которое отсюда хорошо видно. Кстати, река Бага впадает именно в него.
Итак, прошли мы по Кучка-Топшенаге, точнее продрались сквозь кустарник, нашли второе русло реки Баги, такое же сухое. Пошли по нему и вскоре добрались до водопада. Красивое место, явно стоит того, чтобы прийти сюда после хороших дождей.
Следующей нашей задачей было найти таврский могильник Таш-Кой, место где сохранились ящики тавров или как иногда их называют экскурсоводы – дольмены, что в корне неверно.
Для этого мы сошли с русла и по горе через сосняк, явно посаженный в послевоенные годы, пошли к балке Эски-Бага.
Там нам нужно было найти родник, тень и отдых, чтобы восстановить силы для последнего рывка.
Родник нашли, самых уставших оставили отдыхать под деревьями лещины и терна.
А сами отправились фотографировать таврские ящики.
Хотя это место и называется каменной деревней, на тюркском Таш-Кой, деревни здесь никогда не было. Это могильник IV–III века до н.э., где когда-то было порядка двух сотен каменных ящиков – семейных могил. Сейчас можно уверенно распознать около десятка.
То есть жили в этих краях тавры, и было у них принято хоронить своих родичей в общей могиле – четыре каменных стены и тяжелая каменная крышка. Покойника укладывали в могилу в позе эмбриона, рядом складывали оружие, украшения и домашнюю утварь, и накрывали каменной плитой.
Кстати, камни для могил, часть из которых весила больше тонны, вырубили из скалы и притащили со стороны – ближайшее место из которого можно было взять такой камень находится более чем в километре от могильника.
Найти таврские ящики, несмотря на указатели, непросто. С дороги их не видно. Чтобы не пропустить, когда кончится лес, нужно идти правее от дороги, туда откуда открывается вид на Новобобровку.
Вроде бы когда-то на скальном выступе, где находится могильник, было укрепление. Но в это сложно поверить – нигде нет ни намека: ни стен, ни фундаментов, ни вырубленных углублений в скале, ни даже груд камней. То есть ничего того, что мы обычно видим на месте укрепленных поселений в крымских горах.
Осмотрев таврские ящики, мы повернули обратно. Спустились в урочище Эски-Бага, объединились со второй половиной команды и пошли в сторону Новобобровки.
Практически сразу нам стали встречаться груды камней на месте давно разрушенных домов и что-то напоминающее подпорные стены. Здесь явно когда-то было поселение, скорее всего век или два назад.
Интересно, название Эски-Бага, а «эски» с тюркского «старый», относится к старому руслу реки или к руинам этого селения?
Возможно, что и растущие в округе фруктовые деревья, были посажены жителями этого исчезнувшего селения.
Еще чуть ниже снова встретилась стена из бута, куда более разрушенная, чем в начале пути. Впрочем, хорошо было видно, что ее сложили из больших необработанных камней между которыми насыпали мелкие.
Прошли еще немного и увидели небольшой пруд, явно используемый для водопоя сельским стадом.
А через пару минут показалось и само село Новобобровка, где нас ждали магазин с особенно вкусным после долгого похода по жаре мороженым и наши машины. Прощай древняя Бага — река, селение, урочище. Ты явно открыла не все свои тайны, и мы обязательно сюда вернемся!