Дорогами скифов

В Крыму со скифами связано столько мест, достопримечательностей, артефактов, что никакой статьи не хватит описать все. Поэтому постараемся вспомнить самые важные, значимые, интересные.

Существовал этот народ с VIII в. до н. э. по IV в. н. э. Гипотез появления скифов немало. Основных две. По первой они потомки представителей срубной культуры, то есть коренной народ Причерноморья. По второй – они, как и киммерийцы, пришли с Алтая, вытеснили киммерийцев и расселились до самого Дуная. В Крыму постепенно они смешивались с таврами – местными горными племенами, торговали\воевали и тоже смешивались с греками, чьи полисы были расположены практически по всему побережью полуострова.

Скифы, это не один народ, а большая группа ираноязычных племен.  По крайней мере античные историки перечисляют почти два десятка, и называют самых восточных, живущих у Дона и в степном Крыму – царскими. Кстати, скифами их звали греки, самоназвание — сколоты.

Считается, что письменности у скифов не было, но в Крыму в лапидарии краеведческого музея пос. Черноморское хранится уникальный артефакт – плита со скифскими петроглифами, найденная на раскопках в городище Калос-Лимен. Увы, прочитать его, хотя бы частично, до сих пор никто не смог.

Древний Крым - скифы, их быт, поселения, курганы.

Может, это «список» тавро табунов местных племен? С кого брать пошлину с кого нет? Или заготовка для ювелира или другого ремесленника?

Калос-Лимен. пос. Черноморское.

Что в Крыму напоминает о скифах

Хотя принято считать, что скифы были кочевниками, так называемые поздние скифы или тавроскифы (так их стали называть греки) имели немало постоянных поселений. Самые интересные для туристов, это:

  1. Городище Ак-Кая — первая столица скифов в Крыму (Белогорск).
  2. Неаполь Скифский – вторая столица (Симферополь).
  3. Калос-Лимен – древнегреческий город-порт, был захвачен скифскими племенами во II в. до н. э. (Черноморское)
  4. Греко-скифское городище «Чайка» под Керкенитидой (Евпатория).
  5. Кара-Тобе – греко-скифское городище (Саки).
  6. «Долгий бугор» и святилище в Змеиной пещере (Партизанское),

Обнаружены крупные позднескифские поселения и в других местах, это Кермен-кыр и Булганакское городище (под Симферополем), городища Борут-Хане (Зуя) и Бурундук Кая (Мичуринское), укрепления Балта-Чокрак (Глубокий Яр) и Золотое ярмо (Дружное), Усть-альминское городище (п. Песчаное, Бахчисарайский район). Кстати, в последнем совсем недавно нашли прекрасный клад золотых украшений.

Раскопки в устье Альмы.

Из античных источников мы знаем названия скифских поселений в Крыму, но точно соотнести их с имеющимися городищами пока не удается.

Скилур, музей Тавриды.

Скорее всего городище в центре Симферополя на Петровских скалах, это Неаполь Скифский, где правил царь Скилур (II век до н. э.) при котором владения крымских скифов достигли максимальных размеров и вышли далеко за пределы полуострова.

Руины Ак-Кая под Вишенным.

Неаполь – новый город, новая столица, перенесенная из городища Ак-Кая. Палакий был основан Скилуром и видимо назван им так в честь сына Палака. Получается, что городище Ак-Кая, это Хабеи или Напит. А в средние века это поселение носило название Фуллы, так как в летописях упоминается, что город стоит у пещеры с источником. Пещера есть до сих пор, это грот Кок-Коба, вдоль внутренней стены которого круглый год стучит капель из родниковой воды. В жару здесь отдыхает скот, и грот напоминает провал во времени — вот сейчас внутрь, проверить свое стадо, зайдет скифский пастух.

Скот прячется от жары в гроте Кок-Коба.

Но главное, что оставили после себя скифы, это курганы, сотни курганов в разных частях степного Крыма. Многие кочевые народы устраивали погребения подобного типа – каменный или деревянный склеп сверху засыпали камнями и землей, и чем значимее для народа был покойный, тем выше возводили холм.

Собираясь к Белой скале обязательно посетите в ее окрестностях «Долину царей» с тремя курганными, видимо царскими некрополями – Беш-Оба, Ак-Кая и Сары-Кая. Там же, недалеко от городища Ак-Кая можно осмотреть хорошо сохранившийся каменный склеп. 

Раскопки крымских курганов ведутся давно. И хотя большая часть из них разграблена задолго до появления науки археологии, ученым все же удалось сделать в них немало интереснейших находок. Посмотреть на них также можно в краеведческих музеях крымских городов, золотые украшения – в «Золотой кладовой» центрального музея Тавриды в Симферополе.

В лапидариях этих музеев хранятся и каменные бабы, когда-то охранявшие степные пути кочевников. Хотя, возможно вам повезет и в каком-то затерянном уголке полуострова, вдали от дорог, вы встретите одного из этих немых свидетелей прошлого.

Закат крымской Скифии

С прародины скифов, Алтая, на Причерноморье надвигались новые орды кочевников. Сначала, родственные скифам, сарматы, аланы, а затем и готы. Они выдавили скифов с материка. Но и на полуострове было неспокойно. Херсонес и Боспорское царство не только отжимали скифов от побережья, но и осаждали степные крепости.

В итоге, потерпев поражение в войне с Понтом, позднескифское царство распалось, племена сколотов попали в зависимость от соседей, ассимиляция усилилась, а Великое переселение народов, когда Крым заполонили готы, положило конец истории этого народа.

Впрочем, греки продолжали использовать слово «скифы», называя так народы Северного Причерноморья, в том числе население Руси. Эту традицию переняли русские поэты, скорее шутливо, чем серьезно отождествляя себя с кровожадными суровыми скифами, и тем противопоставляя себя изнеженным европейцам. Данная тема есть у К.Н. Батюшкова, А.Ф. Воейкова, Н.И. Гнедича, А.С. Пушкина, но стихи Александра Блока, это апофеоз скифской темы:

Да, Скифы — мы! Да, азиаты — мы, —
С раскосыми и жадными очами!

История скифов сколотов в Крыму.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Po-Krymu.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru