(1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
В прекрасном горном лесу чуть выше Старого Крыма почти 700 лет стоит монастырь Сурб-Хач, принадлежащий Армянской апостольской церкви. Туристы приезжают сюда полюбоваться строгой архитектурой церкви Сурб-Ншан и другими постройками древней обители, запастись вкусной водой из двух родников, погулять по окрестностям монастыря.
Здесь особенно красиво в конце зимы, когда сквозь опавшую листву пробиваются и распускаются крымские подснежники – галантусы. Самые упорные путешественники добираются и до руин еще одного армянского монастыря — Сурб Степанос, расположенного в 3 км от Сурб-Хача.
Основан он Ованесом Себастаци в 1358 году и долгое время был резиденцией главы крымской епархии Армянской Апостольской Церкви. Строительство было вызвано двумя основными причинами. Во-первых, к этому времени в Крыму имелась крупная армянская диаспора. Армяне составляли большинство населения в Сугдее (Судаке), Кафе (Феодосии), Салхате (Старый Крым). Много их было и в других городах Крыма. В основном это были купцы, ремесленники, строители, врачи. Они нуждались в духовном окормлении, и количество армянских церквей росло вплоть до татаро-монгольского нашествия.
Вторая причина — генуэзцы активно насаждали католицизм в своих прибрежных колониях, а именно им принадлежали Сугдея, Кафа, Луста (Алушта), Чембало (Балаклава) и пр. Поэтому армяне, принадлежащие к другой ветви христианства, перебирались вглубь полуострова. А так как в Старом Крыму большая часть населения была армянами, то и монастырь было решено построить в паре миль от него.
Сначала была построена церковь Знамения — Сурб-Ншан. Другие постройки того времени не сохранились, возможно были разрушены во время захвата Крыма татаро-монголами. Впрочем, ордынцы лояльно относились к чужим религиям и монастырь продолжил свое существование. Те корпуса с кельями и трапезной, что мы видим сейчас, построены в XVI-XVIII вв., видимо на месте старых.
Сурб-Хач был центром духовной жизни армян Крыма. Здесь писались книги, часть из которых сохранилась до наших дней, в стенах монастыря в XVII веке преподавал поэт и педагог Степанос Тохатеци, работал шведский историк Иоганн Тунманн.
В середине XVIII века при переселении христиан Крыма в Россию, монастырь Сурб-Хач также покидается духовенством, которое у только основанного города Нахичевань-на-Дону закладывает одноименную обитель. Но в конце века в старый Сурб-Хач возвращается жизнь и практически до твердого становления советской власти на полуострове в нем продолжаются службы.
В 1925 году духовное учреждение ликвидируют и в монастырских зданиях открывают детский лагерь и санаторий для больных туберкулезом. Во Время Великой Отечественной войны монастырь был разграблен и сильно разрушен. После нее стоял заброшенным и, хотя в нем проводили кое-какие работы, их явно было недостаточно, чтобы прекратить разрушение строений.
Всерьез на него обратили внимание только в конце 1980-х, возобновили реставрационные работы, а в 1993 году возобновили богослужения. В 2002 году крымские власти вернули монастырь Сурб-Хач Армянской Апостольской Церкви.
Сейчас это действующая обитель, поэтому на ее территории требуется соблюдать правила – закрытая одежда, фото только по разрешению. Экскурсия предполагает осмотр комплекса построек — церкви Сурб-Ншан, братского корпуса и трапезной рядом с которой одна комната отдана под музей, рассказывающий об истории монастыря Сурб-Хач и быте его общины.
В монастырском саду, который устроен на террасах, соединенных пятипролетной лестницей, есть два украшенных резьбой по камню фонтана\родника, вода в которые подается из горных родников посредством керамических труб (обычная практика в Крыму до начала ХХ в.). После экскурсии можно выпить кофе в небольшом кафетерии, наслаждаясь покоем этой уютной частицы средневекового Крыма.
Чтобы попасть в монастырь, нужно с трассы Таврида свернуть на старую дорогу Симферополь-Керчь, въехать в Старый Крым и найти указатель на монастырь Сурб-Хач, от него проехать еще 3,5 км. Часть пути проходит по городским улочкам, но вскоре дорога пойдет в верх в горы и по сторонам появится лес.
В монастыре многие плачут по непонятным для них причинам. удивительное место. Город Старый
Крым заслуживает к себе внимания.
В церкви в левом нефе находится фантастическая икона. Она смотрит на тебя из полумрака и какая-то невероятная сила исходит от нее. Я человек неверующий от слова совсем и никогда-это мягко сказано. Это даже не икона, а что -то другое. Но впечатление мощьнейшее.
Да, мы ее сфотографировали, но что-то в ней есть такое, что мы решили ее не публиковать. В общем, это надо видеть.
Красота неимоверная!