(6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка…
Очередное наше путешествие по горному Крыму, это поездка в исчезнувшую деревню Лаки – крымскую Хатынь, место красоты, тихой грусти и памяти – памяти о маленьком греческом поселении, уничтоженном фашистскими прихвостнями во время Великой Отечественной войны за помощь партизанам.
Деревня Лаки на карте Крыма:
Сейчас о том, что здесь когда-то была деревня, напоминают многочисленные плодовые деревья, белый храм Святого Луки и скромный памятник погибшим в тот страшный день. Несмотря на это, а также отвратительную дорогу, здесь бывает немало людей – и туристов и самих крымчан.
Причин несколько — мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки, привлекающий паломников, красивая природа горного Крыма с шикарными видами на долину с белым храмом со всех окрестных вершин и масса мест для отдыха в палатках и без. Мы в этот раз выбрались только на один день, но все равно вернулись домой переполненные впечатлениями.
Находится она в Бахчисарайском районе, примерно в 6,5 км от трассы, идущей по долине реки Качи, в урочище Горянка. Если собираетесь ехать туда на автомобиле, то сворачивать надо между Баштановкой и Машино направо, там есть указатель. Дорога не очень, наш автомобиль с клиренсом 17 см прошел, но местами с трудом. В дождь туда можно проехать только на внедорожнике.
Если задумали пеший поход, то туристы ходят в Горянку из Баштановки, Машино, Высокого. Везде есть туристические тропы, везде очень красиво.
Впрочем, поездка на автомобиле также оказалась интересной. Ехали через сосновый лес, любовались горами, когда вышли из машины в первый раз спугнули перепелку:
второй раз обнаружили целую поляну орхидей:
Это был краснокнижник — ятрышник обезьяний. Почему у него такое забавное название, несложно понять, присмотревшись к цветочкам:
Сияюще-белая церковь Святого Луки видна издалека, но особенно красива на подъезде, когда ее наполовину скрывают цветущие деревья. Она восстановлена всего несколько лет назад монахами мужского монастыря, которые поселившись здесь, снова оживили эту, десятилетиями пустовавшую, долину.
Мы попали в Горянку прямо на православную Пасху. Поэтому людей было много, машины подъезжали одна за одной. Первым делом пошли в храм. Он возведен в 1904 году на деньги крымского грека Дмитрия Пачаджи на месте старой одноименной церкви.
Многие из нас помнят эту церковь заброшенной:
Тем радостнее было видеть, что она полностью восстановлена, только стены пока не расписаны. На них, кстати, до реставрации фрески оставались, но монахи сказали, что они осыпались во время ремонта. Жаль. Хотя, может, они не имели исторической ценности?
Так как была Пасха, нам разрешили подняться на колокольню, и не только подняться, но и позвонить в колокола. Чем мы и воспользовались, позвонив во все и не по разу.
Спустившись вниз, пошли к памятнику жителям деревни Лаки, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он находится прямо напротив храма на пригорке.
Люди погибли от рук фашистов и их прислужников – «хиви» из деревни Коуш. В интернете можно найти выписки из показаний самих карателей, которых судили после войны, а также свидетелей преступления:
«23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»
Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тётю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля.
Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. (Это отрывок из статьи «Горянка» в «Крымской правде», 26.09.1963).
Сейчас, не зная, что здесь была деревня, практически невозможно в это поверить. Ничего, кроме храма и нескольких древних каменных надгробий не осталось.
Когда искали материалы для этой статьи, попалась информация о том, что Коуш, деревня, уроженцы которой занимались «зачисткой» Лаки, когда-то была греческой. Но при переселении христиан Крыма в Приазовье в XVIII веке многие из ее жителей назвались мусульманами, чтобы остаться на родине. Так что, возможно, греков Лаки убивали греки, забывшие, что они греки. Такая вот ухмылка истории.
От храма мы пошли вниз в урочище Айфин. Благодаря речушке Кабак-Су и питающим ее родникам здесь образовалось три небольших озера, чьи берега часто используются туристами для отдыха. Пошли пешком, потому что дорога там отвратительная, годится только для «проходимцев».
Но прогулка того стоит — в это время округа очень красива – поля желтые от одуванчиков, на опушках «жовто-блакытный» ковер из примул и фиалок, в глубине леса все покрыто листьями уже отцветших галантусов.
Вдалеке заметили (и учуяли) несколько компаний, отмечающих Пасху шашлыками.
По одуванчиковой дороге вошли в лес и прогулялись по оврагам, напоминающим то ли джунгли, то ли вотчину Бабы Яги.
Дошли до безымянного родника:
Попили из него вкусной водички и вдоль озер, любуясь на забавные «свечки» цветущего хвоща, пошли обратно к монастырю.
Вероятно греки стали селиться в этих местах в V-VI веках, когда Восток Крыма был захвачен очередной волной кочевников (Тюркским каганатом), а Боспорское царство уничтожено. Остатки населения, включая уже несколько цивилизовавшихся кочевников предыдущих волн (аланов, готов), перебрались в горный Крым. Здесь они, смешавшись с местными жителями (потомками тавров и скифов), образовали новый народ — ромеев. Он то и возвел большую часть того, что сделало наши экскурсии по окрестностям Бахчисарая столь интересными – пещерные города, монастыри, крепости и небольшие поселения. Одним из таких и стали Лаки, сначала видимо входившие в страну Дори, затем в княжество Феодоро, чья столица находилась всего в 15 км. от Лак, это нынешнее Мангуп-Кале.
У территории между Лаками и селом Высоким есть интереснейшая особенность – здесь в средние века было 14 христианских храмов. Представляете, в долине, где реальнее встретить косулю, чем человека, когда-то жизнь просто кипела! Наверно это был настоящий центр крымского Православия, где в праздники плыл по воздуху перезвон колоколов, собирая на молитву паломников, приехавших и пришедших пешком со всех уголков полуострова.
К сожалению, сейчас, не зная точного расположения храмов, найти то, что от них осталось практически невозможно. Разве что можно подняться к роднику Козьмы и Демьяна (Ай-Кузьма) у села Высокое. Когда-то он бил из-под алтаря одноименной церкви, и поныне считается священным у местных жителей.
Почему в одном месте было столько храмов? Почему, правившие Крымом мусульмане, веками их не трогали? И почему храмы в итоге так старательно разрушены? Вопросов много, ответов нет. Будем надеяться, что будущие раскопки и изучение летописей прольют свет на историю этого уголка Крыма.
Как бы то ни было, несмотря на все перипетии крымской истории, маленькая греческая деревня Лаки продолжала существовать и при Османской империи, и при Российской, и при Советах, пока 23 марта 1942 года ее жителей за поддержку партизан не сожгли в собственных домах, а оставшихся в живых не забрали с собой.
После войны было несколько попыток вернуть жизнь в урочище Горянка, но удачной стала только последняя – создание мужского монастыря евангелиста Луки.
Снова полюбовавшись цветущим садом, окружающим храм, мы отправились домой.
По дороге сделали пару остановок. Первую, чтобы полюбоваться очередной орхидеей (это ятрышник раскрашенный):
Вторую, чтобы сфотографировать на удивление крупные цветы горицвета:
Несмотря на все колдобины, спустились на трассу без приключений, проехали по живописной долине реки Качи, мимо скал Тепе-Кермена и Качи-Кальона:
и свернули в Бахчисарай – завести домой наших спутников – боевого пса Спайка и его хозяев.
А ведь при царе в деревне Лаки жило около 200 человек!!!а сейчас селиться никто не хочет!!!Стоят заброшенными два 3-хэтажных дома рядом с источником!!!нету людишек то…
Только недавно узнал, что греки Крыма, в отличие от татар, поддерживали Советскую власть в годы фашистской оккупации. И главный партизан Крыма Михаил Македонский (прочитал его книгу «Пламя над Крымом»), оказывается, тоже был грек. А когда пришла Красная Армия, греков тоже выселили! В голове не укладывается. Интересно, как мотивировали, за что? И куда выселили крымских греков?
Моих прабабушку и прадеда в 1944 году депортировали в Казахстан. При этом, их сын — мой дед, воевал в этот момент на фронте.
Спасибо большое, за то, что досконально даёте информацию.Очень сложно систематизировать всё, что касается Крыма.
вы проверили информацию про греков-мусульман убивших жителей села лаки до слез больно читать было не могу поверить
Это мое предположение. Вполне реальное, полистайте историю сотен крымских поселений, не только Коуш. Тюркенизация, исламизация шла столетиями. Так что нет ничего удивительного в том, что в крови местных татар может оказаться больше греческой крови, чем тюркской. Но это ничего не меняет и может быть интересно только как «ухмылка истории» — если человек считает себя крымским татарином, значит он крымский татарин, а не грек.
Какая хрень! Турки вошли в Крым в 15 веке! Т.е. за 5 веков до описываемых событий! За 500 лет можно много чего и в русской крови найти!
Очень интересно пишите и фотографии шикарные, всё в тему, всё видно, аккуратно, ну просто шикарнейше! Но хотелось бы видеть дату выхода статей, для ещё бОльшей наглядности. Спасибо за труд.