Booking.com

Севастополь — прогулка по Корабельной стороне

В выходные Ушакова балка многолюдна, поэтому мы решили посетить ее в будний день. На мой взгляд, весной в конце апреля, когда свежая яркая зелень скрывает неухоженность этого чудесного уголка Севастополя, она особенно хороша. Хотя считается, что люда лучше приезжать на экскурсию осенью, все же голосую за весну, когда здесь распускаются мускари и расцветает фисташка туполистная:

распускается-фисташка

Для туристов, эта часть города — terra incognita, поэтому если хотите увидеть Севастополь с незнакомой стороны, сюда точно стоит заглянуть.

Первый Бастион

Свою прогулку мы начали с небольшого сквера у I Бастиона — высокого места на берегу Севастопольской бухты:

парковая-зона-у-первого-бастиона

Здесь в Крымскую войну русские воины держали оборону, а сейчас находится симпатичная смотровая площадка:

смотровая-площадка-бастиона

С нее замечательно видны окрестности до самого выхода из Севастопольской бухты:

вид-на-севастопольскую-бухту

Вот вид в другую сторону:

флотские-трудовые-будни

А вот подводная лодка:

ремонт-подводной-лодки

Полюбовавшись на боевые корабли ВМФ:

боевые-корабли-черноморского-флота

вдоль бухты мы прошли в сторону Ушаковой балки и по довольно крутой лестнице спустились вниз.

спуск-по-лестнице-на-дно-балки

Оказались в роще фисташки туполистной (кевова,терпентинного, скипидарного, ладанного дерева), из-за которой в первую очередь и был организован этот ботанический памятник природы. Несмотря на возраст, деревья не отличаются высотой, так как растут достаточно медленно и вообще не достигают больших размеров, зато имеют мощную корневую систему, помогая сдерживать эрозию почвы, за что и ценятся. Осенью их листва становится оранжево-красной, а собранные в кисти плоды — от сизых до розово-красных, поэтому краеведы и рекомендуют обязательно побывать здесь осенью.

деревья-на-зеленом-ковре

Противоположность фисташкам — огромный тополь у туннеля под железной дорогой:

старый-тополь-в-парке

Под ним, кстати, было большое количество сморчков:

гриб-лесовик

И живописная поляна мускари с одуванчиками:

цветочная-поляна

Сам тоннель, построен примерно в 1875 году и ведет к морю:

старинный-но-действующий-тоннель

Сразу за туннелем взгляд останавливается на руинах акведука — памятника архитектуры, построенного 150 лет назад, но находящегося в таком состоянии, словно он старше римских акведуков:

разрушенный-акведук

На нем прикреплены две доски — одна посвященная Федору Ушакову, чьи имя и носит балка, другая с сообщением, что это памятник архитектуры:

памятняе-доски-на-развалинах-акведука

Акведук возведен по проекту инженера-полковника Джона (Ивана Ивановича) Уптона, британца на русской службе. Он немало сделал для города, в том числе спроектировал самую известную достопримечательность Севастополя — Графскую пристань.

Данный акведук, это часть самотечного водопровода по которому пресная вода поступала в доки Корабельной (Доковой) бухты. Использовалась она для борьбы с торедо — морским червем, разрушавших деревянные корпуса кораблей.

Судно входило в огромный док, вырубленный в известняке и облицованный гранитом. Ворота закрывались, насосами, приводимыми в действие паровой машиной, откачивалась морская вода, производился необходимый ремонт, и заливалась пресная вода, в которой червь погибал.

К сожалению, сейчас увидеть эти доки невозможно — они сильно пострадали во время Крымской войны — сначала от бомбардировок, а затем вообще были взорваны британцами. Разрушения были таковы, что водопровод так и не восстановили, а при строительстве железной дороги большая его часть вообще была разобрана. А скоро и необходимость в нем отпала — деревянные суда быстро уступали место корабля с металлическим корпусом. То что осталось от доков, как и весь город, попало в XX веке еще и под бомбежки во время Великой Отечественной войны.

Вот еще одна из секций акведука к которой что-то было пристроено, а потом разрушено:

акведук-изнутри

Пляжик на Корабельной

Выйдя из тоннеля, мы повернули направо и почти сразу попали на местный пляж — узкую полосу бетона вдоль высокой подпорной стены. Купаться еще рано, но посидеть здесь в яркий солнечный день, одно удовольствие.

небольшой-пляж-в-ушаковой-балке

Летом здесь многолюдно, жители окрестностей купаются в основном именно в этом месте.

Сделав 100500 фотографий судов, чаек и какой-то резвой пичуги:

неизвествная-пернатая-пичуга

мы вернулись в тоннель и повернули вправо по дорожке вдоль кевовых деревьев к железной дороге. Прошли по ней:

севастопольская-железная-дорога

сфотографировали, преобладающий здесь частный сектор:

солнечная-апполоновка

и пошли посмотреть на еще один кусочек акведука:

арочный-проход-в-водоводе

Он тоже выглядит не ахти и частично закрыт частными постройками. Место это называется Аполлоновка, но выглядит слишком убого для такого красивого названия.

Там же мы вышли на пирс к которому причаливает один из популярных видов севастопольского общественного транспорта — пассажирские катера:

сохранившаяся-часть-акведука

Здесь опять долго любовались на корабли, море, чаек и небо облаках:

грозные-военные-корабливот-она-настоящая-апполоновка

а затем прошли по очередному тоннелю под железной дорогой и отправились гулять по окрестностям:

резные-балкончики

Сначала по ул. Розы Люксембург (интересно, есть в России хоть один город, где нет улицы ее имени?), мимо тихой улочки Чесменской, одной из самых старых в городе. Потом мимо 3-й городской больницы имени Даши Севастопольской, знаменитой «сестрички», оказывавшей помощь раненым защитникам Севастополя во время героической обороны города и награжденной императором Николаем I золотой медалью «За усердие».

Затем, еще поплутав по дворам, снова спустились в Ушакову балку:

четвероногие-жители-ушаковой-балки

Погуляли, полюбовались на свежую зелень, яркие поляны мускари.

Когда-то во время первой обороны Севастополя в Ушаковой балке для строительства укреплений были вырублены почти все деревья, и где-то здесь же были похоронены защитники Севастополя. Но сейчас об этом ничто уже не напоминает — выросли новые деревья, от кладбища нет и следа.

Погуляв по дорожкам этого природного парка, мы набрели на старую танцплощадку (видимо), а затем пошли уже по другой  дорожке:

удобное-место-для-выгула-собак

и другой лестнице вверх:

длинная-лестница-в-парке

Вышли на улицу Адмирала Макарова, героя еще одной войны — Русско-Японской и одного из инициаторов создания ледокольного флота в России:

улица-адмирала-макарова

Здесь решили погулять по дворам и были просто очарованы красивыми зданиями, просторными дворами, цветущими палисадниками.

вишня-в-цвету

многоцветье-в-полисаднике

Во время ВОВ Севастополь был разрушен более чем на 90%. То есть, эти «архитектурные излишества»:

послевоенные-дома-корабельной-стороны

и эти:

тихие-дворики-корабельной-стороны

и эти:

вензеля-под-крышей

и эти фонтаны и «шишечки» тоже:

декоративные-шишеки-украшающие-старые-здания

были построены при «тиране» Сталине и следующих советских вождях для правящего класса — рабочих тех самых предприятий, которые мы в начале прогулки снимали со смотровой площадки по берегам бухты. Сейчас все это нуждается в серьезном ремонте, но по крайней мере дороги в районе уже делают, дойдет очередь и домов. При нас на одном из них как раз перекрывали крышу.

Оттуда мы вернулись к смотровой площадке, еще раз полюбовались на бухту и отправились домой. Вот видео этой красоты:

Такой Севастополь почти неизвестен туристам, а жаль, пусть он не так красив, как центр, но и здесь немало достопримечательностей и просто интересных мест.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2017 Po-Krymu.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru