Сарматы в Крыму

Интересно, что в Крыму сарматы жили почти столько же, сколько и родственные им скифы, но в отличие от них, почти не оставили предметов материальной культуры. Да что там, жившие намного раньше тавры оставили о себе куда больше памяти. Почему так получилось? Причин несколько. Сарматы были кочевниками, не строили городов, не имели письменности, весь их нехитрый скарб разъезжал с ними в кибитках от Уральских гор до границ Римской империи. Крым для большей части сарматских племен был одним из мест, куда они кочевали, в основном жизнь их была сосредоточена на материке.

И все же они на полуострове жили, воевали, хоронили умерших, молились своим богам, а значит, у нас есть возможность организовать себе путешествие в сарматский Крым.

Сарматы в Крыму.

Сарматы в Крыму – кто они, откуда пришли, куда исчезли

Известно, что Алтай более тысячи лет стабильно являл миру орды кочевников, которые доходили до южной Европы, а то и до Африки, наводя ужас на все народы по дороге и постепенно в них растворяясь. Так как Крым всегда был «по дороге», то доставалось и ему. Мы уже рассказывали про киммерийцев и скифов, дошла очередь до сарматов (савроматов). Близкие скифам по языку и образу жизни, они в IV — III вв. до н.э. появляются в Подонье, Северном Кавказе и Приазовье. Во II в. до н.э. осваивают степи Северного Причерноморья, доходят до Нижнего и Среднего Дуная.

Быт их был типичным для кочевников, разве что летописцы часто упоминают, что роль женщины была весьма значительной. Гиппократ утверждал, что женщины савроматов учились воевать наравне с мужчинами, и девушка не могла выйти замуж, не убив трех врагов. По легендам, предками сарматов были скифы, взявшие в жены амазонок, а их потомки выжигали девочкам одну грудь, чтобы она не росла и не мешала натягивать тетиву лука.

Сарматы были неплохими ремесленниками, делали красивую керамику, изделия из кожи, панцири из конских копыт, крепостью не уступающие металлическим. Их золотые украшения, богато инкрустированные драгоценными камнями, где как у скифов преобладает звериный стиль, потрясают воображение.

Как одевались сарматы.

Первые упоминания о сарматах в Крыму появляются в письменных источниках, повествующих о событиях III – II вв. до н.э. В основном авторы называют их в числе народов, объединяющихся для участия в том или ином боевом походе. Но только в I в. н.э. какое-то из сарматских племен выбирает полуостров для постоянных кочевий, о чем свидетельствуют сарматские захоронения в степном Крыму, датируемые этим временем. Ко II веку сарматы уже живут и в крымских предгорьях, селятся в скифских поселениях, образуют собственные. В основном это роксаланы, а позднее аланы.

Что напоминает в Крыму о сарматах

Кроме записей античных авторов, погребальные памятники, это почти единственное доказательство того, что сарматы жили в Крыму. Условно их делят на курганы и могильники в грунте. Последние применяли оседлые сарматы или кочующие на небольшой территории. Такие захоронения найдены в долинах рек Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи. 

Курганов значительно меньше, они сосредоточены в степном Крыму и, судя по всему, принадлежали людям небогатым. Резко выделяется лишь один — Ногайчинский курган (с. Червоное, Нижнегорский р.). Там была похоронена женщина, видимо знатная, так как возле нее нашли более 500 золотых бляшек и массу золотых и серебряных украшений тончайшей работы. Но самой интересной находкой был хрустальный дельфин с золотой отделкой, который позволил предположить, что в кургане похоронена сарматская царица Амага.

Македонец Полиэн (II век) в своем сочинении «Военные хитрости» рассказывает, как царица Амага, энергичная жена непутевого царя Медосака, помогла Херсонесу по просьбе его жителей, пожаловавшихся ей на набеги скифов. Выдав 120 отборным воинам по три коня, она с этим отрядом за сутки преодолела более 200 км. Ворвалась в скифский город (охрана на воротах с перепугу решила, что врагов куда больше), убила скифского царя, власть передала его сыну, наказав не воевать с соседями. Благодарные херсонеситы прислали ей богатые дары, в том числе фибулу-дельфина из горного хрусталя (сейчас она хранится в киевском музее исторических драгоценностей).

Дельфин сарматской царицы Амаги.

Возвращение в прошлое

Итак, чтобы побывать в сарматском Крыму, можно смело отправляться в крымские степи – на север и северо-восток Крыма.

Чтобы познакомиться с местами, где сарматы постепенно переходили к полукочевому и оседлому образу жизни, стоит съездить к Белой скале. Она хранит практически единственное материальное место в Крыму, связанное с сарматами – Большой грот, где было их святилище.

Большой грот в Белой скале, Белогорск.

Это просторная пещера в центре которой лежит несколько больших камней. Считается, что самый крупный использовался для каких-то ритуалов. Сейчас о том, что грот был священным местом, свидетельствуют лишь несколько петроглифов под потолком у входа.

Сарматское святилище в Большом гроте, Белогорский район.

Можно посетить долины рек, текущих в предгорьях Крыма. Особенно интересны раскопки в устье Альмы (городище Усть-Альминское над Песчаным). Там на высоком мысу Керменчик когда-то стоял один из крупнейших скифских городов (ученые спорят – Паллакий или Напис). Фото раскопок можно посмотреть здесь.

Усть-Альминское городище. Савроматы в Крыму.

В 2001 году там археологами был раскопан комплекс захоронений сарматской знати, названный «склеп героев». В мужских захоронениях найдены мечи и другое оружие, рядом похоронены боевые кони. На головах воинов венки с листьями из золотой фольги – символ отваги. В женских захоронениях большое количество драгоценных украшений, бронзовые зеркала, посуда, флакончики для масел и косметических средств. Интереснейшая находка – китайская расписная шкатулка из бамбука, покрытая лаком. Доказательство тому, что Шелковый путь уже был проложен и китайские товары расходились по всему миру.

Полюбоваться на драгоценные артефакты, найденные в Усть-Альминском городище можно в «Золотой кладовой» музея Тавриды, в Симферополе.

Куда исчезли сарматы

В III в. н.э. на Северное Причерноморье накатила очередная волна кочевников — германские племена под предводительством готов. Ворвались они и в крымские степи, частично вобрав в себя местные кочевые племена, частично вытеснив в горные районы. Это время считается концом сарматской культуры и началом новой эпохи – Великого переселения народов.

Куда исчезли сарматы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Po-Krymu.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru