Крымские греки – античность, средневековье, современность

Столько исторического наследия как греки, в Крыму не оставил ни один народ. Что, впрочем, и неудивительно, ведь они живут здесь 2 500 лет. Греки основали немалую часть крымских поселений – здравствующих и давно превратившихся в жалкие руины. Следы их пребывания встречаются на каждом шагу, в том числе и в топонимах.

Интересно, что грекам никогда не принадлежал весь Крым. На протяжении всей истории они, тяготея к побережью и торговым путям, соседствовали с другими народами, населявшими полуостров – таврами, скифами, сарматами, аланами, готами и т.д. Оказывали на них серьезное влияние, но и сами менялись при общении с соседями.

Греки в Крыму – античность, средневековье, современность.

Греки завезли в Крым оливковое дерево, виноград, грецкий орех, инжир, пирамидальный кипарис, лавр, розмарин без которых невозможно представить современный полуостров. Влияние греков прослеживается и в современной архитектуре — крымчане с удовольствием используют греческие мотивы не только при обустройстве городов, но и в своих жилищах.

Появление греков в Крыму – античность (VI в. до н.э. — III в. н.э.)

В VII в. до н.э. эллины начали масштабное расселение в новые земли, в том числе обратили внимание на берега Понта Эвксинского (Черное море), где в отличие от гористой родины было достаточно площадей для выращивания зерновых. Они основали два государства: Боспорское царство и Херсонесскую республику. Расскажем о каждом подробнее.

Боспорское царство

На Востоке Крыма на берегу пролива Боспор обосновались выходцы из Ионии. Они заложили город Пантикопей (Керчь), который вскоре стал столицей молодого государства, и еще десятки поселений, руины которых до сих пор опоясывают побережье Керченского полуострова от мыса Чауда до Арабатской стрелки:

• Казека;
• Киммерик;
• Китей;
• Акра;
Нимфей;
Тиритака;
• Мирмекий;
• Зенонов Херсонес и т.д.

Подлинные названия большей части античных городищ нам неизвестны, но продолжаются раскопки и есть надежда, что новые находки помогут соотнести их с имеющейся информацией об античных городах и крепостях греков в Крыму.

История крымских греков - развалины Пантикопея.

Уже в 480 г. до н. э. владения греков простирались на большую часть Керченского и Таманского полуостровов, под власть Пантикопея попала и Феодосия. Затем несколько веков Боспорское царство, самостоятельно или будучи частью Понтийского царства, активно пыталось расширять свои территории и сферу влияния в регионе, поставляло в бывшую метрополию зерно и рыбу, получало оттуда керамику, оливковое масло и другие товары. Что, кроме ожерелья городищ, напоминает о тех временах на Керченском полуострове?

  1. Царский курган (IV век до н. э) – усыпальница, построенная для правителя первой боспорской династии – одного из Спартокидов.
  2. Гора Митридат, названная так в честь царя Митридата VI Евпатора. На ней находятся руины Пантикопея.
  3. Асандров вал – земляная стена, протяженностью 42 км, пересекающая Керченский полуостров поперек и укрепленная рвом и несколькими крепостями.
  4.  Экспонаты керченского краеведческого музея и керченского лапидария – украшения, скульптуры, предметы быта, многие из которых поражают красотой, продуманностью, тонкостью работы.

Экспонаты керченского краеведческого музея

В III в. н.э. племена готов и аланов, несмотря на неистовое сопротивление захватили Восточный Крым. Погибла большая часть населения, примитивная роспись склепов говорит об упадке культуры, но еще три века в крупнейших городах Керченского полуострова продолжается жизнь. Здесь начинает распространяться христианство, строятся базилики. В 520—530-х годах власть над Боспором переходит к Византии, но уже 576 году ее отбирает Тюркский каганат.

Херсонес Таврический

Был основан дорийцами и довольно быстро разросся в большой город-крепость с мощными укреплениями, оживленным портом и сельскохозяйственной хорой, занимавшей весь Гераклейский полуостров, то есть чуть больше, чем территория современного Севастополя.

Стелла с присягой граждан Херсонеса.

До сих пор в самых разных частях города можно увидеть руины античных усадеб, остатки дорог, которые вели от них к полису и каменных подпорных стенок для винограда. Если хотите ознакомиться с этим периодом Севастополя, стоит посетить:

  1. Историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический».
  2. Античный проспект – там сохранилась античная дорога, руины усадьбы, часть хоры.

В период расцвета Херсонес на равных конкурировал с Боспором, присоединив к себе все, расположенные севернее него греческие поселения, а также построив новые.

Античные барельефы в Херсонесе.

В Западном Крыму, как и на востоке полуострова, вдоль берега сохранилось немало городищ античного периода:

Крымские греки - руины античного городища Беляус.

Примерно 2500 лет назад была основана и Керкинитида (Евпатория). Об античных временах в городе напоминает небольшой участок стены и накрытый стеклянным куполом кусочек городского квартала у краеведческого музея.

В отличие от Боспора, античный Херсонес выстоял в войнах с кочевниками, вошел в Римскую империю, участвовал в его войнах, принимал ссыльных, а после раздела империи отошел к Византии. Все это время херсонеситам приходилось вести почти непрерывные войны с варварами, но захвачен город был только раз и после долгой осады – русским князем Владимиром, который тут крестился, а заодно и добился от византийского императора согласия отдать ему в жены свою сестру Анну.

Греки в Крыму – Средневековье (III—XVIII вв)

Итак, Херсонес существует в составе Византийской империи, а по всему полуострову распространяется христианство. Принимают его и, получившие подданство Византии кочевники, которых гунны с Востока выдавили в Юго-Западный Крым. Здесь в XIV веке было создано княжество Феодоро (Мангуп), граждане которого готы, аланы, греки, черкесы, караимы и другие народы империи, уже называли себя ромеями.

Крымские греки в средние века - Феодоро.

Разговорным языком был готский, межнациональным, культурным, религиозным – греческий. Что напоминает о тех временах?

  1. Музей Средневековья в Херсонесе Таврическом.
  2. Пещерный город Мангуп.
  3. Фуна – крепость в окрестностях Алушты.
  4. Крепость Алустон (Алушта).
  5. Каламита – крепость, защищавшая порт Авлита (Инкерман).

Крепость Каламита, Инкерман.

О том, что Горный и Южный Крым долгое время был христианскими, говорят и местные топонимы — Ай-Тодор, Ай-Петри, Ай-Даниль, Сотера и пр.

Но в XIII веке в Крым пришли монголо-татары, пал Херсонес, южный берег разоряли турки-сельджуки, христианский Солхат стал Кырымом – столицей улуса Золотой Орды. В 1441 году Крым достался осколку Орды – Крымскому ханству, а уже через 30 лет оно попало под власть Османской империи. Османы уничтожили княжество Феодоро, но греки продолжали жить на территории полуострова, заниматься земледелием, скотоводством, морским промыслом, ремеслами, торговлей, разводить сады и виноградники. В XVI веке они уже полностью утратили память о своих этнических предках и называли себя «румеями», а те, кто принял ислам, на тюркский манер, «урумами».

Крымские греки в России

В 1778 году крымских христиан по просьбе крымского митрополита Игнатия и с согласия крымского хана стали массово переселять в Азовскую губернию Российской империи. Там был основан город Мариуполь и заселены степи Приазовья.

Примерно в то же время в Российскую империю стали перебираться военнослужащие греки из Греции и греческих островов, чтобы вместе воевать с турками. В 1783 году, когда Крым полностью вошел в состав России они поселились в Балаклаве и окрестных селах.

Крымские греки сейчас - дача Стамболи в городе Феодосия.

Балаклавские греки и часть мариупольских, которые несмотря на противодействие властей, вернулись в Крым, образовали новую греческую общину. В XIX и начале ХХ века она пополнялась греками, бежавшими с Балкан, Малой Азии, Турции от военных конфликтов и репрессий османов. Царские власти охотно ставили образованных, активных и хорошо знающих крымские реалии греков на различные административные должности.

Камин дачи греческого купца Стамболи.

Когда в Крым пришла советская власть, грекам за счет государства предложили вернуться на историческую родину. Часть уехала в Грецию, часть осталась в Крыму. В 1926 году на территории полуострова проживало 20 536 греков. Как полноправная часть советского народа они пережили все, что выпало на его долю в ХХ веке – коллективизацию, войну, послевоенное восстановление. К сожалению, как и некоторые другие малые народы, они попали под депортацию и стали возвращаться на малую родину только в 80-х. Сейчас община крымских греков насчитывает около 3000 человек, греческим владеет чуть больше половины. Что напоминает о современной истории крымских греков?

1. Несколько греческих храмов:

  • храм Святого Ильи-пророка в Евпатории (начало ХХ в.) построен на деньги греческой общины города;
  • церковь святого великомученика Феодора Тирона в Ялте, заложена 1898 году на месте более древней, ее строительству способствовал А. П. Чехов;
  • Свято-Троицкий собор в Симферополе (1868 г.), в нем более 10 лет служил Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

2. Дореволюционные дома успешных греков:

  • дача Стамболи в Феодосии (начало строительства — 1909г.). Купец первой гильдии Иосиф Стамболи, сын табачного фабриканта, заказал ее для своей невесты.
  • дом Н.А. Мамуны (г. Евпатория, ул. Интернациональная, 33), он был городским головой на рубеже XIX-XX веков, много сделал для города, в 2018 году в Евпатории ему открыт памятник;
  • дом «десяти драконов» греческого купца Чирахова (начало ХХ в.), Симферополь.

Дом десяти драконов в Симферополе - история крымских греков.

3. Село Лаки (Бахчисарайский район, долина Качи) – Крымская Хатынь. В 1942 году немецкие фашисты и татарские коллаборационисты из д. Коуш сожгли Лаки с большинством жителей. Сейчас это красивая горная долина, небольшой мужской монастырь с белым храмом св. Луки, и скромный памятник погибшим от рук карателей.

4. Греческий культурно-этнографический центр «Карачоль» в с. Чернополье Белогорского района, где сохранилась греческая усадьба в которой представлены бытовая утварь, одежда, вышивка и старинные фотоснимки.

История греков Крыма захватывающе интересна, и хотелось бы, чтобы она продолжалась, чтобы этот народ продолжал жить на полуострове, сохраняя свой язык, обычаи, самобытность.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Po-Krymu.ru // Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru